Новости
Телемедицинские консультации стали центральной темой обсуждения на заседании Координационного совета по организации защиты прав застрахованных лиц при предоставлении медицинской помощи и реализации законодательства в сфере ОМС на территории Кемеровской области - Кузбасса.
22 сентября 2023
Использование телемедицинских технологий – это тренд последнего времени. Телемедицина позволяет компенсировать риски нарастающего кадрового дефицита, оптимизировать использование рабочего времени специалистов не только первичного звена (терапевтов, педиатров), но и узких специалистов.
О том, как в Кузбассе организован процесс оказания медицинской помощи пациентам с применением телемедицинских технологий, какие меры принимаются для повышения доступности и эффективности проведения телемедицинских консультаций (ТМК), рассказал в своем докладе заместитель министра здравоохранения Кузбасса Виталий Херасков.
В настоящее время в Кузбассе внедрена в работу региональная централизованная подсистема «Телемедицинские консультации» в составе Государственной информационной системы в сфере здравоохранения Кемеровской области – Кузбасса, которая позволяет организовывать проведение дистанционных консультаций в режиме «врач-врач». В личном кабинете врач может подать заявку на проведение ТМК, просмотреть поступившие заявки, изучить анамнез пациента и результаты прикрепленных к заявке лабораторных и инструментальных исследований. После проведения консультации врач-консультант формирует протокол телемедицинской врачебной консультации, подписывает его своей электронной подписью и заверяет электронной подписью медицинской организации.
К данному порталу уже подключились 1 806 пользователей из 90 медицинских организаций. С начала года в Кузбассе проведено более 5 120 телеконсультаций, почти 1 850 телеконсультаций со специалистами национальных медицинских исследовательских центров и научно-исследовательских институтов. По данным мониторинга большая часть ТМК проводится по таким профилям, как кардиология, онкология и нейрохирургия.
Виталий Юрьевич сообщил, что пациенты также могут выступать заказчиками проведения телемедицинских консультаций – для этого на портале «Врач42» реализован сервис записи на телемедицинскую консультацию по маршруту «врач-пациент». Чтобы записаться на консультацию, пациенту нужно выбрать профиль медицинского работника, медицинскую организацию, указать адрес своего фактического пребывания и перечислить жалобы. После обработки заявки пациент на почту получит уведомление о дате и времени проведения консультации по видеосвязи. Протокол, оформленный и подписанный врачом-консультантом и заверенный электронной подписью медицинской организации, будет доступен гражданам в Личном кабинете на Портале пациента.
Главный врач Кузбасского клинического онкологического диспансера им. М.С. Раппопорта Вадим Захаров, выступая перед членами Координационного совета, рассказал о том, как процесс проведения телемедицинских консультаций организован в онкодиспансере и с какими сложностями приходится сталкиваться при оказании данного вида медицинской помощи.
В текущем году специалисты ОКОД провели почти 800 телемедицинских консультаций с лечебными учреждениями Кузбасса и более 480 консультаций с работниками НМИЦ. Однако, по словам Вадима Николаевича, врачи онкодиспансера готовы проводить значительно большее количество дистанционных консультаций – до 80 ТМК в день.
В числе основных болевых точек представители регионального Минздрава и медицинских организаций назвали отсутствие экономической мотивации для активного развития телемедицинских технологий. Для повышения заинтересованности медицинских организаций как в назначении, так и в проведении телемедицинских консультаций они предлагают пересмотреть размер тарифа на ТМК в режиме «врач-врач» в сторону его увеличения (в 2023 году он составляет 192 руб.) и утвердить тариф на ТМК в режиме «врач-пациент».
Представители страховых медицинских организаций проанализировали результаты проведения контрольных экспертных мероприятий по случаям оказания медицинской помощи пациентам с применением телемедицинских технологий и рассмотрели особенности сопровождения застрахованных лиц страховыми представителями при организации телеконсультаций.
По данным Кузбасского филиала ООО «АльфаСтрахование-ОМС» за 8 мес. текущего года проведено 826 медико-экономических экспертиз по случаям телемедицинских консультаций с работниками НМИЦ и 240 экспертиз качества медицинской помощи. Нарушений по результатам контрольно-экспертных мероприятий не выявлено. В 72 % случаев консультации проводились с целью уточнения диагноза и тактики лечения, в 28 % – для определения возможности госпитализировать пациента в медорганизацию более высокого уровня.
В качестве рекомендаций страховые компании предложили медицинским организациям вносить в ПО «Учёт госпитализации» ТФОМС данные обо всех случаях телемедицинских консультаций/консилиумов работников НМИЦ, соблюдать полученные рекомендации либо оформлять обоснование невыполнения (неполного выполнения) рекомендаций НМИЦ/МО региона по применению методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.